Инвестирование в акции выгодно для обеих сторон сделки: компания привлекает деньги на развитие, а инвестор получает дополнительный заработок при выплате дивидендов или продаже ценных бумаг. И даже если компания не выплачивает дивиденды, как, например, это делает Яндекс, всё равно можно заработать на росте котировок. Специалисты финансового портала Выберу.ру рассказали, что заставляет компании выпускать акции и какие преимущества это даёт бизнесу.
Какие акции выпускают компании
В акционерных обществах почти всегда несколько владельцев – бизнес поделён на доли, право владения каждой подтверждается акциями. Те акционеры, у которых их более 50% (контрольный пакет) или 25% (блокирующий пакет), называются мажоритарными. Все остальные владельцы доли в бизнесе – миноритарии. Это инвесторы, у которых может быть и одна акция, и, например, 24%. Существенно на решения они не влияют, хотя и имеют право голоса, поэтому напрямую управлять бизнесом не могут.
Такие ценные бумаги, как акции, подтверждают факт, что их покупатель становится владельцем части компании. По сути, инвестор вкладывается не в бумагу, а в бизнес.
Выпускаются несколько видов акций:
- обыкновенные, благодаря которым инвесторы могут участвовать в общих собраниях акционеров, дают право голоса;
- привилегированные не позволяют участвовать в собраниях и права голоса не дают, но дивидендная доходность по ним выше, а в случае ликвидации бизнеса владелец получает бо́льшую выплату;
- золотые – особый тип ценных бумаг, их чаще использует государство во время приватизации предприятий. Сейчас почти не применяются, хотя в 2009 году такая золотая акция, выпущенная Яндексом, была продана Сбербанку по цене 1 евро.
Не все компании выпускают привилегированные акции, а если и выпускают, то их должно быть не более 25% от уставного капитала.
Сегодня акции на бумажных носителях – пережиток прошлого. Хотя они и называются бумагами, по сути, это занесение данных покупателя в электронный реестр, которым управляет регистратор.
Частный инвестор из любой страны может купить акции практически любой компании, если они обращаются на бирже. Среди них и ценные бумаги таких гигантов, как Apple, Amazon, Tesla Motors (подробнее здесь https://www.vbr.ru/investicii/akcii/tsla/), а также российских Сбербанка, Роснефти, Газпрома, ВТБ – их называют «голубыми фишками», и их акции всегда в цене.
Что дает компании выпуск акций
Для выпуска акций на фондовую биржу у бизнеса есть несколько причин:
- Привлечение средств. Это возможность для новых компаний или тех, которые стремятся к расширению. Эмиссия позволяет избежать закредитованности, хотя и «делит» бизнес на несколько частей.
- Выход на глобальный рынок. Термином IPO называют публичное размещение акций, после которого они становятся доступными для огромного числа инвесторов. Это удобно для тех компаний, которым деньги на открытие/развитие нужны срочно и/или затруднён поиск инвесторов.
- Выход из бизнеса. Продать долю в бизнесе в натуральном виде практически нереально, а вот акции можно реализовать быстро и безопасно – пакетом или частями. Это позволяет инвесторам и собственникам выйти из компании с максимальной прибылью.
Также акции служат для оценки бизнеса. С помощью всех ценных бумаг, обращающихся на фондовой бирже, рассчитывают рыночную капитализацию. Показатель демонстрирует, как рынок оценивает компанию, основываясь на сделках с акциями. Но этот параметр не всегда отражает реальную ситуацию, ведь оценки строятся на ожиданиях инвесторов.
Преимущества эмиссии акций
Выпуская акции, компания получает ряд плюсов:
- не возвращает деньги инвесторам, как, например, при эмиссии облигаций;
- получает средства на запуск бизнеса или развитие;
- может обойтись без банковских кредитов;
- увеличивает рыночную капитализацию, что делает бизнес ещё более привлекательным для новых инвесторов.
Акции выпускают как новые, так и развитые компании. Даже если ценные бумаги обращаются на бирже несколько десятков лет, они всё равно приносят прибыль. Чем больше их будет куплено инвесторами, тем больше денег получит бизнес и тем дороже он будет оцениваться на рынке.
Поэтому эмитенты делают всё для привлечения новых инвесторов. Например, разрабатывают дивидендную политику так, чтобы увеличить конечный доход владельцев ценных бумаг, снижают порог входа за счёт дробления отдельных акций или лотов.