В наше время остро встал вопрос о росте потребления нефти и нефтепродуктов. Многим известен тот факт, что спрос на нефть превышает предложение. И спрос со временем будет только увеличиваться. Бывают, конечно, переломные моменты, когда добыча нефти превышает ожидаемый спрос. Но это бывает крайне редко, и сохраняется это состояние недолго. Нефть, в буквальном смысле, заменила уголь. И что характерно, спрос на газ уступил место нефти. С начала 2000 года, спрос на нефть вырос в несколько раз. Если сравнивать долю нефти в мировой экономике, то она составила более 65%, что означает рост тенденции потребления. Но даже рост добычи не может обеспечить растущие потребности некоторых стран. Если сравнивать крупнейшие экономики мира, лидирующую строку занимает Япония. Но Япония является крупнейшим импортёром нефти, так как сама добывает слишком мало её. Из этого примера мы можем понять, что спрос превышает предложение, и соответственно растёт стоимость нефти. Около 20% от общего торгового объёма нефти, закупает именно Япония. Европа закупает более 90% от поступаемой на рынок нефти. И это не предел. Тенденция роста сохраняется.
По сути, рост добычи сильно истощает нефтяные месторождения. Ведь запасы нефти не могут обеспечить абсолютно все страны, которые в ней нуждаются. Даже статистика относительно запасов нефти примерная. Точных данных нет. Согласно логике, увеличение добычи должно быть пропорциональным открытию новых месторождений. Мы говорим о том, что спрос провоцирует рост стоимости нефти. В связи с этим, многие страны переходят на самообеспечение. Ведутся геологические работы. Каждое новое месторождение проходит жёсткую проверку. В первую очередь, проверяется качество добытой нефти, и проверка на массовую долю различных присадок. В связи с тем, что запасы месторождений расположенных на суше истощаются, океанские и морские месторождения становятся единственным вариантом. Но не каждая страна имеет собственные территориальные воды, или хотя бы небольшую акваторию. Но даже если бы она и была, не факт, что геологи дадут положительный результат на наличие нефти в данном районе. И это не всё. Разработка морских и океанских месторождений, дело довольно затратное. Не каждая страна может позволить себе такие расходы. Рассмотрим эту ситуацию подробнее. Допустим, стоимость одного барреля нефти равна 50 долларам. Определённая страна проводит расчёты, согласно которым, разработка месторождения и необходимая инфраструктура обойдутся стране в два раза дороже рыночной стоимости нефти. В этом случае, нецелесообразно проводить работы по разработке месторождений. Страна полностью переходит на импортированную нефть. Но в некоторых случаях, могут открыться только несколько месторождений. Да и то, рассчитаны они будут только на крупных потребителей страны. Это позволит сохранить баланс на внутреннем рынке, и снизить объём импорта.
Большинство месторождений разрабатываются в районе нефтяных бассейнов. Это можно назвать нефтяной системой, в которой постоянно происходят изменения органических веществ. В итоге получается вещество, которое мы называем нефтью. И снова рассмотрим статистику. Из общего количества нефтяных месторождений, около 250 находятся в районе основных бассейнов. Это говорит о том, что не каждое месторождение может обладать достаточными запасами. Такие месторождения нефти могут быть законсервированы уже через несколько лет. Общее количество крупных нефтяных бассейнов составило более 350, что говорит о стабильной инвесторской корзине. Причём в долгосрочном плане. Большинство бассейнов находятся на суше. Гораздо реже они встречаются в морских и океанских глубинах.
Что касается подводных бассейнов, лидером по разработке месторождений на большой глубине, являются страны Персидского залива. Общий объём добычи в этом районе составил более 15 триллионов тонн. В процентном соотношении, это составляет более 45%. Также, высокие объёмы добычи зафиксированы в Венесуэле. Они составили более 120 миллионов тонн в год. У Мексики объёмы добычи более скромные, и составляют 65-70 миллионов тонн. Тоже в годовом соотношении.
Основным элементом, и самым дорогостоящим, является бурение нефтеносной скважины. Морское или океаническое бурение более затратное в связи с тем, что работы по установке буровой станции в условиях надводных и подводных работ, значительно тяжелее. Одно дело бурить скважину на суше. И другое дело, проводить подводное бурение. Для уменьшения затрат были придуманы передвижные буровые станции. Преимущество таких станций в том, что по мере истощения нефтяного месторождения, её можно отбуксировать к новому месту бурения. Сложнее с неподвижной буровой станцией. Она зафиксирована на одном месте, и при необходимости подлежит полному демонтажу. С последующим переносом всех составных частей к новому месторождению. Соответственно, после буксировки разобранной станции её следует вновь смонтировать. Обычно неподвижные буровые станции монтируются в крупных месторождениях. Запасы нефти в таких месторождениях должны обеспечить непрерывное бурение, по крайней мере, в течение несколько десятилетий. А то и больше. Передвижные буровые станции рассчитаны на более скромные месторождения. Но передвижная буровая станция имеет один огромный недостаток. Это погодные условия. При сильном шторме станция раскачивается, что чревато негативными последствиями. Но этот недостаток является преимуществом для неподвижной буровой станции.